Новый мотор ТСе-150 от автомобильного концерна Рено почти лишен такого недостатка, как «турбояма». Он также нормально переносит бензиновое топливо с октановым числом 92.
Сегодня уже давно позади эпоха, когда объем цилиндров имел особое значение. Оценка мотора по его литражу практически потеряла свой смысл. Все потому, что современные турбированные агрегаты далеко опередили классические атмосферные двигатели по самым главным техническим характеристикам: крутящий момент и удельная мощность.
В самом начале появления турбинных технологий аппараты с наддувом отличались особой дороговизной, огромным расходом топлива и капризным поведением. И если в автомобильном спорте из-за ощутимого выигрыша в скорости эти недостатки прощались, то обычные автолюбители в большинстве случаев не могли себе позволить такую роскошь. Отсутствие высокой надежности останавливало и производителей автомобилей от массового выпуска турбированных машин.
Сегодня на передний план вышли экологические требования. А недостатки турбированных моторов, такие, как высокие требования к маслу и топливу, уменьшенная теплоотдача и низкий рабочий ресурс, уже почти преодолены конструктивно.
Вполне оправданным шагом со стороны корпорации Renault стала поэтапная замена распространенного мотора объемом 2 л, устанавливающегося на моделях Каптюр и Дастер, на двигатель с турбонаддувом ТСе-150, имеющий объем 1,33 л. Вопреки всё еще преобладающему предвзятому отношению к турбированным агрегатам, такая мера кажется вполне логичной. Новый мотор обладает мощностью 150 лошадиных сил и разработан Рено в тесном сотрудничестве с Даймлер. При этом во Франции был создан шатунно-поршневой механизм и сам блок, а в Германии работали над головкой цилиндров и контролем сгорания топлива.
Головка блока цилиндров получилась у концерна Даймлер близкой к треугольной форме, она отличается особой легкостью и компактными габаритами. Процесс впрыска бензина происходит под давлением 250 бар, сгорание оптимизировано за счет того, что топливо точно дозируется.
Специалисты Рено отвечали за нижнюю часть двигателя. Блок из алюминия, покрытый тончайшим слоем нанесенной плазменным напылением стали, навесные узлы, коленвал и картер отличаются сниженными потерями трения и большей теплопроводностью в сравнении с ранее использовавшимися агрегатами из чугунных материалов.
До наших дней в технике Рено турбированный мотор не был связан с вариатором. Соединить эти два узла, отличающиеся нелинейностью характеристик, было крайне сложно конструктивно. Но французские инженеры справились с задачей и обеспечили новому двигателю нормальный расход бензина и чувствительное динамичное управление.
Импортируемый из Мексики вариаторный узел СVT8 XTronic (Jatco JF016E) пришлось модернизировать с настройкой на более широкий интервал передаточного отношения. При этом последнюю виртуальную передачу сделали длиннее, а первую – короче.
Отличие турбированного двигателя в том, что он развивает большую мощность на нижних передачах, затухающую потом. Еще одна нелинейная особенность вариатора – его настройка на имитированное переключение между двумя соседними квазиступенями. В решении этой проблемы конструкторам-французам помогли специалисты из Румынии. Инженеры не пошли по пути перевода турбированного мотора в область повышенных оборотов. Они произвели оптимальную рабочую настройку крутящего момента в диапазоне 1700–3400 оборотов в минуту.
Характерная проблема двигателей с турбонаддувом – так называемая «турбояма». В агрегатах Рено применяется турбокомпрессор с перепускным клапаном на электронном управлении. Его отличие – использование не привычного пневматического приводного устройства, а нового электрического привода. Это позволяет стравливать избыток давления с большей точностью и скоростью. Кроме сглаживания эффекта «турбоямы», такая конструктивная особенность дает возможность мотору быстро откликаться на управление и позволяет существенно уменьшить как расход бензина, так и вредные выбросы в атмосферу.
Производство двигателей ТСе-150 налажено на территории Испании. Импорт агрегатов в Российскую Федерацию производится в комплектации без фильтра твердых частиц, с адаптацией к топливу АИ92 и соответствием нормативным требованиям стандарта Евро 5.
Чтобы оптимизировать теплообмен, а также решить проблему замедленного прогрева двигателя и салона, установили встроенный выпускной коллектор, сопряженный с охлаждающими каналами.
Другое устройство в составе мотора ТСе-150, на которое стоит обратить внимание, это масляный насос. Он обладает переменной производительностью за счет механических конструктивных решений. Действие центробежной силы на насосные лопасти дает возможность достичь оптимального количества пропускаемого масла и давления, определяемого числом оборотов мотора. Это позволяет экономить до 1% бензина.
Каждого владельца автомобиля волнует вопрос надежной и долговечной работы двигателя. Согласно утверждениям специалистов Рено, основанным на опыте эксплуатации агрегата в Европе, турбированный двигатель ТСе-150 обладает рабочим ресурсом, сравнимым по характеристикам с атмосферным ДВС объемом 2 л. Впрочем, эти заверения подлежат тщательной проверке в условиях российского климата, качества дорог и топлива. Уже сейчас видно, что смельчаков, желающих протестировать новую Аркану с турбомотором, не так уж мало. Продажи данной модификации составляют примерно половину от общего объема Аркан, поступающих на отечественный рынок.
Тема турбонаддува не нова для Рено. Сами основы нагнетания воздушного потока в двигатель изобрел не кто иной, как Луи Рено. Еще в начале XX века была произведена регистрация его патента на систему увеличения давления впускаемых в цилиндры газов с помощью небольшого компрессорного или вентиляторного устройства. Но только через 7 десятилетий эти идеи были воплощены в жизнь.
Гоночный автомобиль модели Alpine A110 Group 5 с двигателем Рено в 1972 году был оснащен самым первым турбонагнетающим агрегатом. Эффект оказался поразительным. Гонщик Жан-Люк Терье сразу же победил на этой машине в соревнованиях Критериум-де-Cевенн. Далее была череда выигранных гонок, в том числе Формула 1 и Ле Ман.
Европейские автопроизводители уже устанавливают двигатель ТСе-150 на модели Мерседес класса А и В, CLA, Ниссан Qashqai и X Trail, Рено Megane, Kadjar, Koleos и Talisman.
В России интерес к агрегату ТСе-150 не ограничен его наличием в Аркане. В дальнейшем им планируется оснащать модель Kaptur и другие модификации. В будущем возможна даже организация выпуска этих турбомоторов на территории Российской Федерации. Но пока этому мешают санкции.
В 2020 году Рено Аркана отлично показала себя в Гран-при «За рулем». Напомним, что к рейтингу допускаются только абсолютные новинки либо модели, открывающие новое поколение. Рестайлинговые решения или модификации с обновленным двигателем сюда не входят.